В Правительстве РФ обсудили поправки в жилищное законодательство

25.10.2012

19 октября в рамках Всероссийского совещания в Екатеринбурге с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака состоялось Выездное заседание Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ по обсуждению проекта Федерального закона «Овнесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и другие отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. 
  
В работе заседания приняли участие члены Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, руководители и представители делегаций более 70 регионов РФ, эксперты профессионального сообщества. 

Открывая заседание, вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак отметил, что вокруг законопроекта идут серьезные споры. 
- Это нормальное явление, - сказал он. – Но надо постараться, чтобы не было домыслов, поэтому обсуждение предлагаемых поправок должно быть честным и открытым. Все опасения должны быть рассмотрены. Здесь необходима аргументированная дискуссия профессионалов для принятия точного, сбалансированного решения. Еще раз подчеркну: цена ошибки будет велика, последствия долгосрочны. 

- Принципиально важно запустить системы капремонта в регионах, в противном случае квартиры у многих начнут дешеветь, а потом и дома обрушаться, унося с собой жизни невинных людей, - считает руководитель Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. - Доработанный экспертами Рабочей группы по ЖКХ законопроект дает возможность людям выбирать, как копить и когда делать ремонт, но закрепляет жесткую обязанность следить за безопасностью своей недвижимости, включая и общедомовое имущество. Капитализация недвижимости перекроет в разы все издержки по ежемесячному платежу на капремонт, тем более, что он будет субсидироваться государством для малообеспеченных граждан, а на сам капремонт будет оказана господдержка. Закон о капремонте требует срочного принятия. 

На заседании было отмечено, что централизованные системы накопления собственниками средств на капитальный ремонт опробованы и де-факто уже не первый год успешно действуют в различных регионах страны. Например, в Башкортостане, Татарстане, Свердловской и Белгородской областях. Но есть и такие регионы, в которых деньги по статье «капремонт» собираются, однако, куда они идут, как для самих жителей, так и для муниципальных и региональных властей, остается тайной. 

- Предлагаемый законопроект расширяет возможности собственников, предоставляя им право выбора – перечислять взносы на номинальный счет или региональному оператору, - сказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. – Но надо идти дальше: считаю целесообразным несколько децентрализовать систему формирования региональных фондов, чтобы предоставить больше полномочий в этом процессе субъектам РФ, которые, в свою очередь, должны опираться на помощь муниципалитетов. 

Это предложение было поддержано большинством представителей субъектов РФ. При этом была подчеркнута необходимость в определенных случаях создания не одного, а сразу нескольких региональных фондов капремонта. 

Один из основных авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева согласилась с тем, что в последней редакции отражены чрезмерно жесткие требования по созданию региональных систем капремонта, и выразила готовность вернуться к рассмотрению данного вопроса с тем, чтобы предоставить регионам дополнительные возможности с учетом местных особенностей. 

- На федеральном уровне необходимо принять рамочный закон, который не будет диктовать регионам детали, - считает Дмитрий Козак. – Но при этом субъекты РФ должны обеспечить такое правовое регулирование, которое сохранит свободу выбора собственниками способов накопления на капитальный ремонт, определит периодичность, сроки его проведения и необходимый размер взносов. 
Острую дискуссию вызвал вопрос определения сроков проведения капитального ремонта. 

- В связи с тем, что техническая документация большинства многоквартирных домов фактически отсутствует, а на определение их технического состояния зданий уйдут годы, следует отклонить предложение по ранжированию многоквартирных домов по срокам капремонта, - заявил заместитель председателя Правительства Самарской области – министр энергетики и ЖКХ Самарской области Сергей Крайнев. 

С ним согласился министр энергетики и ЖКХ Пермского края Александр Фенев, предложивший провести программное мероприятие по техническому освидетельствованию домов во всех регионах с участием ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ. 

-Это позволит четко определить сроки, объем, виды работ и необходимый размер взносов, - сказал Александр Фенев. 

По мнению Андрея Чибиса, нужно обозначить крайние сроки, опираясь на технические данные, которые хранятся в муниципалитетах, а затем, если потребуется, внести коррективы – такое решение могут принять сами собственники на общем собрании. 

- Механизм не будет работать, если деньги будут собираться на 20 лет, а программа будет озвучена только на 3 года, поэтому откладывать ранжирование домов по срокам проведения капремонта нельзя, - считает Дмитрий Козак. – Субъектам и муниципалитетам надо скомпоновать программы таким образом, чтобы были обозначены реальные сроки. 

Вопрос равенства моделей формирования фонда капитального ремонта поднял директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев. 
- Государственная поддержка должна быть оказана в равной степени – независимо от того, какую из моделей выберут собственники, - сказал он. 

Сергей Сиваев предложил законодательно закрепить свободу выхода из регионального фонда. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо изменить норму законопроекта, касающуюся гарантий по вкладам за счет средств, внесенных на капремонт. 
Проблема сохранности накоплений собственников поднималась неоднократно. Одним из основных механизмов защиты, по мнению Андрея Чибиса, является то, что в законопроекте прямо прописано - по обязательствам регионального оператора отвечает бюджет субъекта РФ. 

Возражения представителей регионов вызвало предлагаемое изменение пропорций софинансирования капитального ремонта. Если сейчас субъекты РФ финансируют 30% стоимости капремонта, а остальное покрывает госбюджет, то в будущем предполагается увеличение доли регионов до 70%. По мнению большинства выступавших, чтобы программа продолжала работать без сбоев, доля софинансирования со стороны даже недотационных регионов не должна превышать 50%. 

Также вызвал возражения порядок налогообложения средств, предназначенных для капитального ремонта: если не внести законодательные изменения, то 20% господдержки и 20% взносов собственников уйдут на уплату налогов. 

Как заявил Дмитрий Козак, в проекте обсуждаемого федерального бюджета планируется выделение 140 млрд. рублей на программы, осуществляемые ГК- Фондом содействия реформированию ЖКХ. По словам вице-премьера, эта сумма будет поделена в следующей пропорции: 15 млрд. рублей - на модернизацию коммунальной инфраструктуры, 18 млрд. рублей – на капитальный ремонт многоквартирных домов, а оставшаяся часть – на ликвидацию аварийного жилищного фонда.

http://www.gkh.ru/about/news/80275/


назад к списку новостей »