Минфин предлагает законодательно закрепить ответственность губернаторов за банкротство регионов

25.10.2013

Министр финансов Антон Силуанов в ходе обсуждения в Госдуме проекта федерального бюджета на 2014–2016 годы заявил о подготовке изменений в бюджетное законодательство, предполагающих введение личной ответственности глав регионов за доведение до банкротства вверенной им территории. Если долги регионов превысят установленный Минфином предел, то финансовое ведомство вправе поставить вопрос перед президентом о доверии такому губернатору. 

«Есть предложение, что, если губернатор довел область до банкротства, будут приниматься кадровые решения. Вопрос об ответственной долговой политике является одним из основных, чтобы президент РФ ставил вопрос о доверии к такому губернатору. Мы готовим предложения, хотим такую норму закрепить», – поставил в известность депутатов Антон Силуанов. 

По словам замглавы департамента межбюджетных отношений Минфина Дарьи Хворостухиной, в настоящее время в правительстве готовятся поправки в Бюджетный кодекс РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Изменения предполагают, что в случае, если объем просроченных долговых и бюджетных обязательств региона превысит 10% от общего объема доходов (налоговых и неналоговых), губернатор такого региона должен будет заключить соглашение с Минфином о мерах по восстановлению платежеспособности и утвердить план по восстановлению платежеспособности в законодательном собрании. «В случае же, если выполнение таких планов и соглашений не даст эффекта и объем долга по-прежнему будет превышать 10% доходов, правительство будет вправе внести президенту предложения об отстранении от должности губернатора в связи с утратой доверия», – пояснила она. 

По данным Минфина на 1 августа текущего года, наибольшую задолженность среди регионов имели: в ЦФО – Москва – 176 млрд. рублей, Тверская область – 20,8 млрд. рублей и Рязанская область – 20,7 млрд. рублей; в СЗФО – Вологодская область – 28,1 млрд. рублей, Архангельская область – 23 млрд. рублей и Санкт-Петербург – 20,6 млрд. рублей; в ЮФО – Краснодарский край – 80,9 млрд. рублей и Волгоградская область – 28,9 млрд. рублей; в СКФО – Ставропольский край – 13 млрд. рублей; в ПФО – Татарстан – 85,5 млрд. рублей, Нижегородская область – 42 млрд. рублей и Саратовская область – 40,8 млрд. рублей; в УФО – Свердловская область – 18,3 млрд. рублей; в СФО – Кемеровская область – 32,4 млрд. рублей, Красноярский край – 31,4 млрд. рублей и Омская область – 22,9 млрд. рублей; в ДФО – Якутия – 19,5 млрд. рублей и Амурская область – 16 млрд. рублей. 

Стоит отметить, что правового статуса региона-банкрота в действующем российском законодательстве нет. В Бюджетном кодексе заложено правило, что госдолг не может быть больше доходов регионального бюджета. В случае превышения суммы долговых обязательств в регионе может быть введен режим временной администрации, которая реализует часть имущества и погасит долги. Однако это не решит проблему превышения региональных расходов над доходами. 

«НИ» опросили экспертов относительно данного предложения Минфина исправить тяжелую долговую ситуацию в регионах. Выяснилось, что единого решения непростой задачи нет, каждый видит причину, а значит, и выход из долгового кризиса в России по-своему. Так, финансовый омбудсмен Павел Медведев, долгое время возглавлявший комитет по финансам Госдумы, рассказал «НИ», что долги опутали Россию по причине того, что в стране никак не решается вопрос с сохранностью собственности. «Почему нет тех самых инвестиций, которые нам нужны как воздух? Мы без них задыхаемся в отсутствии экономического роста. Без них мы не можем даже залатать дырявые инфраструктурные трубы», – пояснил он. Но инвестиций и не будет без гарантий сохранности собственности со стороны государства. 

По словам финансового омбудсмена, большая часть регионов в России являются потенциальными банкротами. «Боюсь, что даже федеральное правительство в России – также потенциальный банкрот», – рассказал Павел Медведев «НИ». Ситуация достаточно серьезная, напряженная и даже драматическая, но не катастрофическая. Отставкой губернаторов ее точно не решить. 

Вместе с тем президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов видит проблему в иной плоскости. «При нынешней системе межбюджетных отношений подавляющее большинство регионов критически зависимы от федерального центра. Поэтому само понятие «банкротство» к ним трудно применить, так как они заведомо не могут жить на собственном балансе в силу своей дотационности», – замечает г-н Ремизов «НИ». 

Успешность глав регионов сейчас в России в принципе определяется по тому критерию, насколько им удается выбивать деньги в Москве. А из центра их эффективность определяется по количеству создаваемых в регионах рабочих мест, притоку инвестиций, уровню общественной безопасности и т.д. «С другой стороны, если регион критически зависит от внешних заимствований, являясь крайне дотационным, то в нем можно ввести прямое федеральное правление, ограничив региональную власть при принятии финансовых решений», – говорит эксперт. К примеру, Дмитрий Козак в бытность полпредом президента в ЮФО предлагал ввести прямую зависимость руководителей регионов от федерального центра в рамках принятия финансовых решений в случае усиления их дотационности. «Именно такие инструменты стимулируют губернаторов расширять налоговую базу и развивать экономику, в том числе выводя ее из тени», – утверждает Михаил Ремизов.

По материалам Новые Известия

назад к списку новостей »