Аналитика

11.04.2014

Представляем два основных варианта сложившейся сегодня практики работы РКЦ в городах РФ, которые применяются в условиях соблюдения требований действующего законодательства:

1) управляющие организации открывают отдельный банковский счет только для приема на него платежей потребителей, которые поступают на этот счет при внесении потребителями   платы   за   жилищно-коммунальные   услуги   через   любые   платежные системы: любые банки, почтовые отделения, интернет,   операторов сотовой связи и др. варианты   оплаты,   в   т.ч.   в   безналичном   порядке.   РКЦ   получает   полномочия   от управляющих организаций на доступ к банковским выпискам о поступивших платежах на банковский счет управляющих организаций, осуществляет учет таких платежей, проводит их   расщепление    по   получателям:    в   адрес    управляющих    организаций,    в    адрес ресурсоснабжающих   организаций.   Соответствующая    информация   представляется   в управляющие организации для проведения ими операций по перечислениям указанных РКЦ сумм    ресурсоснабжающим организациям и на свой другой банковский счет, на котором управляющая организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность.
Таким образом, такая деятельность не подпадает иод отношения, регулируемые нормамиЗакона № 103-ФЗ, поскольку РКЦ в этом случае заключают договор с управляющими организациями  только  на  начисление  платежей   граждан,  ведение  соответствующего аналитического   учета      и   выставление   гражданам   платежных   документов   (в   этих платежных    документах    указывается    банковский    (расчетный)    счет    управляющей организации).

2) управляющие  организации  или  РКЦ заключают договор  с  организацией - оператором   информационной   системы   (наиболее   распространенная   сегодня   это «Информационная   Система   Город»),   объединяющей   информацию   о   потребителях, платежах, всех исполнителях жилищно-коммунальных услуг, банках и организациях -
получателях платежей граждан за ЖКУ. Любой платеж любого гражданина, оплатившего ЖКУ, подлежит расщеплению получателем платежа (банком, почтой и др.), входящим в эту  платежную  систему,  в  соответствии  с  информацией,  которая  готовится  РКЦ  и представляется оператору информационной системы, который эту информацию передает получателям платежей - участникам платежной системы.    Такое расщепление позволяет банкам   направлять   платежи   потребителей   за   ЖКУ   сразу   па   банковские   счета управляющих   и  ресурсоснабжающих  организаций  в   причитающихся  каждой  из  них суммах. В указанном случае управляющие организации заключают отдельный договор с оператором информационной системы и с РКЦ с установлением        обязанности РКЦ представлять необходимую информацию оператору информационной системы.

Представленные варианты расчетов не предусматривают открытие специальных счетов ни управляющими организациями, ни РКЦ, и не приводят к нарушению требований действующего законодательства. Кроме того, второй вариант отношений рекомендуется в настоящий период специалистами Комитета по финансовым рынкам Государственной Думы РФ, как оптимальный вариант в целях соблюдения интересов организаций ЖКХ и банков, соответствующий действующему законодательству.

Что касается варианта отношений с условиями соблюдения требований Закона №103-ФЗ и открытия управляющими организациями и их платежными агентами - РКЦ специальных счетов для приема платежей граждан за ЖКУ, то по-нашему мнению, данный вариант не является сегодня оптимальным, поскольку позволяет РКЦ учитывать только те платежи граждан, которые принимаются РКЦ, как платежным агентом, что не позволяет РКЦ получать информацию о платежах, вносимых потребителями через другие платежные системы, которые или не заключили договор с РКЦ, или не могут его заключить (например, банки) в силу несоответствия таких договоров действующему  законодательству.

Рекомендуем УО, РСО и РКЦ с учетом представленных выше обоснований по рассмотренной проблеме сделать правильные выводы об изменении порядка организации договорных отношений по приему платежей граждан за ЖКУ в условиях действующего законодательства.


назад к списку аналитики »