Аналитика
Представляем два основных варианта сложившейся сегодня практики работы РКЦ в городах РФ, которые применяются в условиях соблюдения требований действующего законодательства:
1) управляющие организации открывают отдельный банковский счет только для приема на него платежей потребителей, которые поступают на этот счет при внесении потребителями платы за жилищно-коммунальные услуги через любые платежные системы: любые банки, почтовые отделения, интернет, операторов сотовой связи и др. варианты оплаты, в т.ч. в безналичном порядке. РКЦ получает полномочия от управляющих организаций на доступ к банковским выпискам о поступивших платежах на банковский счет управляющих организаций, осуществляет учет таких платежей, проводит их расщепление по получателям: в адрес управляющих организаций, в адрес ресурсоснабжающих организаций. Соответствующая информация представляется в управляющие организации для проведения ими операций по перечислениям указанных РКЦ сумм ресурсоснабжающим организациям и на свой другой банковский счет, на котором управляющая организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность.
Таким образом, такая деятельность не подпадает иод отношения, регулируемые нормамиЗакона № 103-ФЗ, поскольку РКЦ в этом случае заключают договор с управляющими организациями только на начисление платежей граждан, ведение соответствующего аналитического учета и выставление гражданам платежных документов (в этих платежных документах указывается банковский (расчетный) счет управляющей организации).
2) управляющие организации или РКЦ заключают договор с организацией - оператором информационной системы (наиболее распространенная сегодня это «Информационная Система Город»), объединяющей информацию о потребителях, платежах, всех исполнителях жилищно-коммунальных услуг, банках и организациях -
получателях платежей граждан за ЖКУ. Любой платеж любого гражданина, оплатившего ЖКУ, подлежит расщеплению получателем платежа (банком, почтой и др.), входящим в эту платежную систему, в соответствии с информацией, которая готовится РКЦ и представляется оператору информационной системы, который эту информацию передает получателям платежей - участникам платежной системы. Такое расщепление позволяет банкам направлять платежи потребителей за ЖКУ сразу па банковские счета управляющих и ресурсоснабжающих организаций в причитающихся каждой из них суммах. В указанном случае управляющие организации заключают отдельный договор с оператором информационной системы и с РКЦ с установлением обязанности РКЦ представлять необходимую информацию оператору информационной системы.
Представленные варианты расчетов не предусматривают открытие специальных счетов ни управляющими организациями, ни РКЦ, и не приводят к нарушению требований действующего законодательства. Кроме того, второй вариант отношений рекомендуется в настоящий период специалистами Комитета по финансовым рынкам Государственной Думы РФ, как оптимальный вариант в целях соблюдения интересов организаций ЖКХ и банков, соответствующий действующему законодательству.
Что касается варианта отношений с условиями соблюдения требований Закона №103-ФЗ и открытия управляющими организациями и их платежными агентами - РКЦ специальных счетов для приема платежей граждан за ЖКУ, то по-нашему мнению, данный вариант не является сегодня оптимальным, поскольку позволяет РКЦ учитывать только те платежи граждан, которые принимаются РКЦ, как платежным агентом, что не позволяет РКЦ получать информацию о платежах, вносимых потребителями через другие платежные системы, которые или не заключили договор с РКЦ, или не могут его заключить (например, банки) в силу несоответствия таких договоров действующему законодательству.
Рекомендуем УО, РСО и РКЦ с учетом представленных выше обоснований по рассмотренной проблеме сделать правильные выводы об изменении порядка организации договорных отношений по приему платежей граждан за ЖКУ в условиях действующего законодательства.
назад к списку аналитики »